Джиш – это Гуш Халав. А Гуш Халав – это Гисхала. А Гисхала – это значительное поселение времен Второго Храма. Здесь находятся могилы еврейских мудрецов и маронитские церкви. Мароны – это одна из самых малочисленных христианских общин Израиля. Их язык не звучит как обычный арабский. Их патриарх живет севернее от Бейрута. Их родина Ливан. Что связывает эти культуры и как получилось, что они служат под одним флагом? Эти и другие интересные вещи, истории, сказания, обычаи и конечно же кулинарные особенности ждут нас в деревушке Джиш – главном населенном пункте на дороге их Цфата в Ливан.
Здесь находится не большая но удобная парковка, откуда ночнется наша пешеходная прогулка по деревне. Название современной деревни Джиш происходит от исторического названия города Гисхала, или Гуш Халав, известное во времена Второго Храма. Во времена Иудейского восстания против Римлян в Гуш Халаве прославился Йоханан Гисхальский - предводитель повстанцев. Еврейское поселение на месте Гуш Халава сохранилось вплоть до 19-го века и славилось производством особого сорта оливкового масла. Происхождение названия имеет несколько версий. По одной из традиций Хелев - это жировой слой овец, разведение которых занимало важное значение в экономике поселения. По другой, халав - это "молоко" и через подобную этимологию можно сделать вывод о достатке и богатстве поселения. Научная версия говорит о белесых склонах холмов, сложенных из меловых пород, породивших связь с белизной и молоком, что, в свою очередь, нашло отображение в названии поселения. В "Иудейской Войне" Иосифа Флавия место упоминается под названием Гисхала, что является греческой традицией названия Гуш Халав.
После подавления иудейского восстания легионами Веспасиана и даже после восстания Бар Кохбы, Гуш Халав оставался еврейским поселением, а в период Мишны и Талмуда, наряду с соседними Мироном, Сафсуфой и Сасой был обособленным центром еврейской жизни. Обособленность выражалась в сохранении арамейского языка, подверженности раннему христианству с одной стороны и поддержанием связей с еврейскими общинами Сирии и Вавилона, наряду с евреями Тверии и Хеврона с другой стороны. Перед нами одна из многочисленных, почитаемых могил праведников на севре страны. Она связана с именем Раби Меера из Вормса. Да, именно о средневековом городе Вормс в Германии идёт речь. Раби Меер был не только хазаном в синагоге Вормса, но еще и Шалиях Цибур (сокращенно Шац). В его задачу входило не только веси молитву, но и представлять общину перед Творцом. Раби Мееру относят создание Пиюта Академут, написанного на арамейском языке. Пиют – это литургические поэмы и гимны, получившие большое распространение в европейском еврействе в период с пятого по пятнадцатый века новой эры. Они предназначены для украшения молитвы и самозабвенное их исполнение создает особенную связь между молящимися, хазаном и Всевышним. Самым, пожалуй, известным примером такого пиюта является исполняемая в синагоге Леха Доди в пятничной молитве пред встречей Субботы. Пиют Академут принято исполнять на праздник Суккот. Первая его часть посвящена восхвалению Всевышнего и в тексте встречаются такие слова: Даже если бы все деревья мира стали бы пишущими предметами и даже если бы все люди планеты писали бы ими хвалы Создателю – не хватило бы слов, чтобы возвеличить имя твое, Господи. Но, какая связь между Вормсом в Германии, Пиютом Академут и Джишем (Гисхалой)? Место захоронения раби Меира окутано тайной. Скорее всего он покоится в Вормсе. Другие говорят в Люблине. Третьи, вспоминают о сказании создании пиюта, в котором раби Меир отправился за реку Самбатион к десяти утерянным Израильским племенам дабы найти защиту от колдовства христианского проповедника, упокоился здесь – в Гисхале, ибо к потерянным коленам близко, святой Маруан жил не далеко, на арамейском говорят здесь и по сей день, а до могил праведников и горы Мирон – рукой подать. Как звучит отрывок из Академут, можно послушать в видео.
Не спроста Маронитская церковь святого Марона находится прямо напротив могилы Меира Шац. Помните о предании про христианского проповедника? А про то, что здесь по сей день говорят на арамейском языке? Марониты это христианская конфессия, они подчиняются Папе Римскому и сохраняют автономию в рамках Восточных Католических церквей. Свою историю марониты начинают от Святого Марона, проповедовавшего в Ливане в конце четвёртого начале пятого веков новой эры. Он был отшельником, знахарем и обратил в христианство много язычников в Ливанских горах, как, впрочем, и не мало евреев, живших к югу от Ливанских гор. Ицхак Бен Цви, уроженец Полтавы, один из президентов государства Израидь историк и исследователь, был первым, кто утверждал, что ранние марониты – это поздние евреи верхней Галилеи, которые говорили на арамейском языке и стали первыми христианскими прозелитами обособленной конфессии. Церковь святого Марона является основной церковью Джиша. Его население на половину состоит из маронитов. Марониты пришли сюда из Ливана в начале девятнадцатого века, после того, когда из этих мест ушли последние еврейские семьи после разрушительного землетрясения 1837 года. Они сосредоточились в Цфате, а марониты эмигрировали из Ливана, притесняемые мусульманами и друзами. В ходе всего девятнадцатого века марониты покинули свою истерическую родину и расселились по миру. Их общины образовались в Сирии и на Кипре, в Америке, Европе и Австралии, а в Ливане стали составлять христианское меньшинство на горе Ливан.
Еще одна древняя еврейская могила, или, как полагают исследователи, совместное перезахоронение еврейских семей, которые выполнялись тогда, когда еврейские общины покидали поселения. Вполне возможно, что создавались и придумывались традиции, которые обеспечивали неприкосновенность таких могил. Например, с этой могилой связана традиция родителей раби Шимона Бар Йохая и его жены. Раби Шимон Бар Йохай (Рашби) является учеником раби Акивы, казненного римлянами в Кесарии. Рашби основоположником учения Каббалы. У подножья горы Мерон почитают его могилу. Говорят, однажды Рашби пришел к раби Акиве и рассказал ему о том, что видел во сне дивный лес и одно сухое дерево в нём. Ангел спустился с небес и полил дерево, и оно покрылось листьями свежими и сочными. Чтобы это могло значить, спросил Рашби Акиву. Акива предсказал ему рождение сына от бесплодной жены. Так и произошло. Вмсети с сыном своим, после страшной казни Акивы римлянами, Рашби скрывался в пещере возле Пкиина. Там они питались от рожкового дерева, и там же явилось ему священное сияние – Зоар – основная книга Кабалы. Исследования Ицхака Бен Цви доказали, что древний еврейский род Зинати, живущий в Пкиине, ведёт свою родословную со времён Второго Храма.
В этом старинном доме, сложенном из искусно отесанных камней, находится самый вкусный ресторан Джиша – Охотничий дом. Зимой, когда на улице холодно (Джиш находится на отметке около восьмисот метров над уровнем моря) дом наполняется теплом жаром от камина. Сюда приезжают со всей страны, ведь в христианской деревне празднуют рождество. Новогодняя атмосфера, приправленная холодным воздухом и отменным жаренным мясом – это секрет многолетнего успеха Охотничьего дома в Джише.
Эта потрясающая терраса принадлежит бару Баланда. Он открыт с середины дня до полуночи. Сюда приятно наведаться летом или весной, когда жара уже вступает в свои права, в соседних садах созревают яблоки, вишня и груши и вас по-настоящему порадуют свежие коктейли, летние салаты и разного рода изыски местной кухни в сочетании с современными веяниями. Здесь собирается местная молодёжь. Прислушайтесь к их языку. В течение многих лет католическая церковь предпринимала попытки латинизировать молитву маронитов, но они сохранили сирийскую литургию Антиохии, основанную на арамейско-сирийском диалекте (языке, на котором говорили марониты до 18 века). Сегодня большая часть молитвы произносится на арабском языке (официальном языке Ливана). Тем не менее, даже на слух, язык маронитов отличается от привычного арабского. Они говорят с акцентом, источник которого в арамейской грамматике и корнях многих арамейских слов. К этому стоит добавить небольшое количество турецких слов (с периода Османской империи) и также большое количества французского (с периода французского мандата), и получится язык маронитов Джиша и других национальных и религиозных групп в Ливане.
Этот дом не просто так стоит на отшибе с заколоченными окнами и дверями. Он был ошибочно построен на древнем кладбище. На западных склонах деревни еще в 1973 году был обнаружен обширный и богатый некрополь. Вокруг центрально мощенного двора располагаются входы в могильники, высеченные в скале. Это типичные еврейские захоронения времён второго храма. Тем не менее, были и римские захоронения в этой части города. Например, так называемый, мавзолей, на котором стоит заколоченный дом. События, которые происходили в Гуш Халаве в те времена доподлинно известны благодаря писаниям Иосифа Флавия. Наибольшую известность получил Гуш Халав во времена Йоханана бен Леви, (Йоханана Гисхальского) бывшего собирателем податей в Галилее до восстания против Римлян в 66 году новой эры. Он сплотил вокруг себя как еврейское, так и не еврейское население и пропагандировал строительство и укрепление городских стен в преддверье ожидавшегося прихода регулярных частей римских легионов под командованием Веспасиана. Йосиф бен Матитьяху известный более как Йосиф Флавий, прибыл на север страны из Иерусалима, дабы руководить восстанием, но отказался принять участие, будь то финансовое, будь то организационное в укреплении городских стен. Между Йохананом и Йосифом произошел раскол и, продав зерно, собранное для уплаты налогов, Йоханан принялся укреплять город и действовать в противоречье с политикой Йосифа. Город не был уничтожен Римлянами.
Двое англичан, Кондор и Китчнер, гостившие в доме Шумахера в немецкой колонии в Хайфе, создавали первые подробные карты Палестины во втрой половине девятнадцатого века. Именно они собрали первые энографичекие данные о Джише и обнаружили остатки древней синагоги у вершины холма, на котором расположена деревня. Это фрагменты колонн древней синагоги. Особая колонна - напоминающая в сечении форму серлечка, обычно использовалась как угловая колона, поддерживавшая второй ярус (эзрат нашим) в синагогах времён мишны и талмуда на севере страны. Тогда же было выдвинуто предположение, что речь идет об акрополе исторического Гуш Халава.
Современная церковь принадлежит мелехитской церкви и посвящена святому Бутрусу (Петрусу – Петру). Мелехитская греко-католическая церковь, является первичной общиной восточно-католического христианства, в настоящее время связана с католической церковью после отделения в 18 веке от Антиохийской греческой православной церкви, которая, в свою очередь является церковной организацией, основанной в первом веке нашей эры и претендует на звание одной из пяти самых древних церквей. Верующие Церкви - это мелихиты, католики Ближнего Востока. Они подчиняются Папе и Ватикану, но получают ритуальную автономию, в которой они сохраняют обычаи и литургию, берущие начало в восточном христианстве. С 2000 года церковь возглавляет Патриарх Григорий III Лахам, которого официально называют «Патриархом Антиохийским и всего Востока, Александрии и Иерусалима». Он является одним из пяти христианских священнослужителей, носящих титул «Патриарха Антиохии», и непосредственно подчиняется Папе. Григорий III сменил своего предшественника, Патриарха Максима V Хакима, который возглавлял церковь 33 года, с 1967 года. Патриархальная резиденция теперь находится в Дамаске, Сирия.
Мелхитская церковь находится на самой вершине деревни, а в низине напротив виднеется голубой купол. Это место почитается как могила пророка Йоэля. Мало известно об этом библейском персонаже. Только Равин Хаим Виталь, живший в Цфате упоминает о том, что похоронен Йоэль в долине к западу от Гуш Халава. Мы поднимаемся на северный склон деревни и отсюда откроется вид на границу с Ливаном и южный Ливан. Именно через Гуш Халав – Джиш проходила основная дорога, связывавшая Галилею и Ливан. Периодом наибольшего развития древни стал двадцатый век и годы правления англичан. Накануне создания Государства Израиль от 5000 до 6000 маронитов жили в Подмандатной Палестине в трех деревнях: Кфар-Бираме, Джише и Мансура, а остальные в городах Хайфа (3500-4000 человек), Яффо и в Иерусалиме. Их представительства находились в Хайфе и Яффо и все они подчинялись власти Маронитского Патриарха Ливана. В отличие от своих братьев в Ливане, которые были очень активны в общественной и политической жизни, зачастую в оппозиции к арабо-националистическим настроениям, марониты в Палестине почти не участвовали в национальном движении. Во время английского мандата деревней правили два мухтара - христианин и мусульманин. Христианскую общину маронитов традиционно возглавляла семья Джубран. Католическая христианская община, которая была и остается небольшой в этом районе, возглавлялась семьей Мансур. Мусульманскую общину возглавляла семья Халайла, которая была самой большой по численности и владела большими участками земли. Однако в конце войны в 1948 году все ее члены стали беженцами в Ливане и Сирии, не оставив от нее никаких следов в деревне.
Мы находися на северных склонах деревни, на высоте около 800 метров над уровнем моря. Отсюда хорошо видны горы южного Ливана. Именно эти земли были основным местом сосредоточения маронитской общины. Существуют различные оценки количества маронов в мире. Оценки варьируются от 7,5 миллионов до 15 миллионов. Число маронов, живущих в Ливане сегодня, оценивается в 640 000–850 000, и они составляют около 23% населения. В Сирии около 40 000 маронов живут в трех епархиях: Алеппо, Дамаск и Латакия. На Кипре есть маронитская община. Там разговаривают на диалекте кипрских маронитов. Они происходят, вероятно, от маронов, состоявших на службе у крестоносцев. Маронитская община в Израиле насчитывает около 6700 человек, большинство из которых живут в Хайфе (около 3500 человек), в Джише, куда переехала община из Бирама (около 1000 человек). Около 2000 маронитов, живущих в Галилее - были солдатами Армии Южного Ливана, которые бежали в Израиль в 2000 году с выводом израильских войск из южного Ливана.
В низине протекает ручей Халав, который огибает деревню с востока. Там находятся руины древней синагоги, и мы попытались спуститься к ручью, но это было невозможно. Полностью превращенная в пыль меловая порода и уклон в 60% не позволяют спуск. Это мероприятие опасно и может закончиться падением. Осталось полюбоваться видом, даже различить в дымке гору Хермон.
Крайняя точка спуска. Дальше уклон такой, что не видно тропы. Необходимо возвращаться, спуск невозможен. Но вид на ручей красивый.
Улочки деревушки узенькие, утопающие в цветах и бесконечно милые. Здесь приятно пройтись, возвращаясь к месту парковки. Кстати, весь путь можно проехать на машине, если гулять не хочется. Еще немного о маронитах и связях с Ливаном. Во главе церкви стоит Маронитский Патриарх Антиохии Бшара ар-Раи, который живет к северу от Бейрута. После обретения Ливаном независимости патриарх довольствуется религиозным суверенитетом. Он избирается епископами Маронитской церкви, и утверждается Папой Римским. Маронитская церковь имеет патриархальное представительство в Иерусалиме (основано в 1895 г.) в Дамаске и Париже. В Маронитской церкви на сегодняшний день одиннадцать монашеских орденов, большинство из которых женские. Первый мужской монастырь маронитов был основан в 1695 году, а первый женский монастырь - в 1895 году. Дьяконы и духовенство Маронитской церкви не придерживаются целибата, в отличие от своих коллег в католической церкви.
Окна домов хранят следы глубокой старины. На наличниках высечены старинные узоры по камню, восходящие еще к традициям второго храма. Нынешнего архиепископа общины маронитов на Святой Земле зовут Абба Муса аль-Хадж. Он был назначен на этот пост 16 июня 2012 года главой церкви, Маронитским Патриархом Антиохии Бшарой ар-Раи. Он переизбрал новых епископов Маронитской церкви в Ливане и во всем мире. Муса аль-Хадж, родился в 1953 году в Эйн Туре недалеко от Бейрута. Он учился в Риме и получил степень по изучению Библии в Иерусалиме у францисканских монахов. Кстати, большинство маронитских святых были учреждены церковью в прошлом столетии и в немалой степени это было связано с гражданский войной в Ливане и последующими событиями. Римские папы провозгласили трёх святых маронитской католической церкви. Это Шарбель Махлуф (объявленный святым в 1977 году), Рафка Ар-Раис (объявленный святым в 2001 году) и Нимтула Йосеф аль-Хардини (объявленный святым в 2004 году).
На выезде из деревни находятся могилы Шмайи и Автальйона. Они гораздо древнее, чем все, что мы видели и о чем говорили в Джише. Эти люди жили во времена хашмонейских царей во втором веке до новой эры и были Наси Синедриона и Верховынй судья. За ними последовали знаменитые Гилель и Шамай, которые завершили эпоху парного правления. Традиция утверждает, что Шмайя и Автальон были не евреями. Они приняли иудаизм и достигли небывалых вершин в познании Торы. Все потому, что были потомками царя Санхерива. Этот Ассирийский царь осадил Иерусалим в 740 году до новой эры (почти тогда, когда начал свою историю город Рим), но неожиданно снял осаду и вернулся в Вавилон, где отрекся от престола. Это было божественное провидение, котрое дало свет самому царю и воплотилось в деятельности его далеких потомков.
Уже в средние века совершалось паломничество к этим могилам. Каббалисты из Цфата почитали эти места и среди них раби Ицхак Лурия Ашкенази – автор пиюта Леха Доди. Сюда же совершали паломничество ученики Ари и место было известно как источник духовного вдохновения. Со временем родилось немало народных традиций, придающих особые мистические значения самому факту паломничества и пребывания в этом месте. Интересно, что ни в одном из источников не упоминаются места как могилы, а лишь как надгробья знаменитых и почитаемых знатоков Торы.