Это путешествие познакомит вас с историей одного из кварталов Хайфы через вопросы и ответы. Вы узнаете малоизвестные факты и удивитесь тому, как забавно жизнь играет судьбами людей, стран и народов, и каким неожиданным образом они переплелись в городе.
Правильный ответ приведет к следующей точке маршрута, а иногда и к нескольким точкам сразу. Даже если вопрос не задан на определенной станции, не пропускайте ее в надежде сэкономить время. Станции без вопросов предоставляют важную информацию для правильного ответа на следующей станции. Также внимательно читайте пояснения к правильным ответам. Они тоже несут полезную информацию
Помните, вы не соревнуетесь с другой командой или игроком,, вы соревнуетесь со временем. Не нужно бегать или не замечать город, сосредоточившись на желании сократить время игры. Ведь только правильные ответы будут продвигать вас вперед, а неправильные задержат.
В конечном итоге, учитывается только игровое время и количество правильных ответов каждого игрока или группы игроков, независимо от того, когда они начали игру или когда закончили ее по отношению к другому игроку или группе. Просто нажав кнопку запуска игры, вы запустите таймер. Не запускайте игру, пока не дойдете до начальной точки или пока внимательно не прочитаете и не изучите все правила правила игры, во вспомогательной закладке, обозначенной троеточием.. И самое главное - наслаждайтесь городом и атмосферой. Удачи!
Начнем наше путешествие с Аудиториума. Именно этот концертный зал символизирует собой Мерказ Кармель, и для многих жителей города олицетворяет культурные традиции Хайфы. На площади перед входом находятся звёзды с именами знаменитых израильских артистов, певцов, продюсеров и режиссеров. Здесь же установлен памятник бременским музыкантам. Говорят, что вечность литературных произведений выражается в их непреходящей актуальности. Братья Гримм создали замечательные образы бродячих артистов, подчеркнув в них неиссякаемую энергию творчества, дружбы и верности. На этой площади есть звезды с именами самой знаменитой в истории Израиля группы артистов, чьи выступления стали классикой. Они были выходцамиы из когда то очень многочисленных и популярных армейских творческих коллективов. До того, как получить славу и признание публики, трио выступало в успешном ансамбле наряду с Йорамом Гаоном, Цвикой Цемахом и Йоси Гертелем. Название этого ансамбля напрямую связано с одним из персонажей бременских музыкантов. С каким?
Долгие годы, среди хайфских интеллектуалов бытовала притча о том, как в годы первой мировой войны еврейский офицер на немецкой подводной лодке спасал в хайфском заливе английского еврейского офицера с подбитого этой лодкой английского корабля. Байки. Однако, рассказывал эту историю не кто иной, кроме как сын известного Хайфского врача Элияху Авербуха. Причем, слышал мальчик эту историю будучи тринадцатилетним подростком в 1925 году из разговора профессора Бервальда с отцом юноши. Каково же было недоумение и восторг исследователей истории Хайфы, когда все оказалось почти правдой.
Александр Бервальд, известный немецкий архитектор еврейского происхождения, был приглашен в Хайфу в 1909 году для строительства знаменитого здания Техниона. Он часто бывал в те годы в Хайфе и всегда пребывал в Палестину морским путем. Этот факт его биографии послужил тому, что его, офицера немецкой артиллерии, призвали на службу на подводную лодку на базу в Пуле в Адриатическом море. В задачу этой базы входило отслеживание и потопление английских торговых судов в восточном средиземноморье. Бервальд знал побережье от Александрии до Бейрута и был помощником капитана. Первого февраля 1916 году лодка потопила английский корабль недалеко от Хайфского залива на борту которого были английские солдаты и офицеры передислоцируемые в Европу. Немецкие моряки оказали помощь тонущим англичанам. Спустя восемь лет, в 1924 году в случайной встрече на Адаре узнали друг друга немецкий офицер Бервальд и спасенный английский офицер Филипс. Бервальд был профессором Техниона, а Филипс главным бухгалтером на недавно построенном английском цементном заводе Нешер. Через пять лет, в 1929 году, Бервальд проектирует это здание - частный дом для Филипса в привилегированном квартале Мерказ Кармель. Он станет называться Бейт Маханаим - Дом двух лагерей. От это названия происходит название целой улицы. А почему почти правда? Потому, что подлодка действовала у берегов Хайфы в феврале 1916, а корабль с Филипсом вышел из порта в апреле 1916. А все остальное правда.
А кто был главным спонсором строительства Берландом здания Хайфского Техниона?
Просто хотелось, чтобы вы увидели этот красивый дом с разных сторон и открыли для себя его замечательные круглые балконы. Название улицы Зиванит связано с ВМФ. Так называлась модель военного катера на подводных крыльях.
Этот красивый дом, как и предшествующий ему дом под номером 16, называются домами Мошели. Яков Мошели родился в Неве Цедеке, сегодняшнем квартале Тель Авива. Его отец Зерах Альтер Мошели был замечательным часовых дел мастером, которого знал любой обладатель карманных часов в Яффо. Яков был снаряжен отцом на учебу в Германию, откуда вернулся инженером и был призван на строительство Хиджазской железной дороги из Дамаска в Мекку. Не менее важным участком этой дороги была ветка из Хайфы в Дамаск. Мошели был несменным железнодорожником Палестины вплоть до выхода на пенсию в 1935 году. Неуемный энтузиазм Мошели не давал ему покоя и он занялся поиском и разработкой водных ресурсов для паровозов, а в качестве хобби приобретал земли и строил дома. Эти дома построены по его проектам. А как правильно называются самые известные часы, с которыми имел дело отец Якова Мошели?
Домом Гехта это красивое здание стало называться только в 2002 году. До этого его звали Домом Ротшильда. Ротшильды приобрели дом в 1948 для своей поселенческой компании, основанной еще во времена мошавот, но уже через десять лет, в 1959 году передали здание Хайфскому муниципалитету. Как водится в наших Палестинах, мэрия сказала спасибо, но на содержание не раскошелилась. В результате дом пришел в плачевное состояние, и после нещадной эксплуатации в течение почти сорока лет, мэрия вдруг обратилась к Ротшильдам с воззванием починить обветшалую собственность. Странно, как говорили в мэрии, но ответ фонда Ротшильда так и не удалось получить. Шнор - идишское слово, плотно вошедшее в диалектику сионизма, сподвигло находчивых чиновников предложить фонду Реувена и Эдиты Гехт продать их фамильный особняк на Французском Кармеле, а за вырученные деньги отремонтировать Дом Ротшильдов, за что, конечно, он станет называться домом Гехта. Но пришли мы сюда не за этим.
Дом Гехта был построен в 1893 году, как гостиница немецким поселенцем Прусом из колонии темплеров. Здесь принимали Кайзера Германии Вильгельма Второго с его женой Августой Викторией через пять лет после строительства гостиницы. Тогда же высадили кипарисы и сосны и позже назвали рощу именем Августы. Еще через пять лет Прус продал собственность пастору Мартину Шнайдеру, а он, в свою очередь, опять через пять лет, продал гостиницу англичанке Френсис Эмилии Ньютон из Назарета. И тут началось интересное.
Госпожа Ньютон, убежденная арабофил и потомственная миссионерка, превратила дом в центр арабского национального движения в Хайфе. Изгнанный французами из Сирии Король Фейсал Первый, которого позже англичане сделают первым королём Ирака, пребывал в этом доме в гостях у Ньютон всего месяц, летом 1920 года. Он прибыл в составе свиты из тринадцати советников, двадцати пяти жен, и ста семидесяти пяти телохранителей. Отбывая в Лондон, он заявил, что Палестина это неотъемлемая часть Сирии, хотя до встречи с Ньютон был известен как умеренный политик. Он подписал договор с Хаимом Вейцманом в котором признал декларацию Бальфура. Сами англичане уже не могли терпеть госпожу Ньютон, и, когда разразилось большое арабское восстание, выслали ее на родину в фамильное поместье в Дерби. Однако, до отъезда, она кое-что сделала для Хайфы. Что?
Фриц Келер - консул Германии в Хайфе в Турецкой Палестине был первым, кто ратовал за развитие немецкой колонии на Мерказ Кармеле в пригороде, который немцы называли Кармельхайм. На самом деле, настоящий дом Фрица Келера не сохранился. То, что мы видим - это гостевой дом усадьбы Келера. В нем сегодня размещается институт Готлиба Шумахера. Готлиб Шумахер был “выдающимся немцем” всех времен и народов в Хайфе. Он строил и вел раскопки, служил в войсках и принимал именитых гостей. Его дом находится в немецкой колонии. Среди больших проектов Готлиб Шумахер вел раскопки в Мегиддо. Именно он нашел знаменитого льва из Мегиддо. Эту печать царя Иеровоама можно увидеть на фото. А что написано над спиной льва?
Христиан Айман построил свою ферму, чтобы поставлять свежие продукты в гостиницы и загородные дома богатых немцев на Кармеле.
Вам нужно найти на одной из стен разных зданий фермы бронзовую табличку с надписью на иврите, упоминающую Иехудит Акерман и запомнить первую и четвертую цифру.
В разные периоды здания использовались в разных целях. Здесь были конюшни, склады и даже жилые помещения. Высаживать высокую пальму возле подобных сооружений было выгодно. Она служила как ориентир для погонщиков мулов и верблюдов.
Вам нужно найти на одной из стен разных зданий фермы бронзовую табличку с надписью на иврите, упоминающую Иехудит Акерман и запомнить первую и четвертую цифру.
По сей день не ясна собственность этих сооружений. Англичане депортировали немцев в Австралию в годы Второй Мировой войны. Их собственность была национализирована и продана. Но, далеко не все дома постигла такая участь. Юридический статус части сооружений до сих пор не определен.
Вам нужно найти на одной из стен разных зданий фермы бронзовую тбаличку с надписью на иврите, упоминающую Иехудит Акерман и запомнить первую и четвертую цифру.
Среди постоянных клиентов продукции Аймана был дом Келера, Дом Ньютон и еще несколько гостиниц.
Вам нужно найти на одной из стен разных зданий фермы бронзовую табличку с надписью на иврите, упоминающую Иехудит Акерман и запомнить первую и четвертую цифру.
Частично, здания были выкуплены и приспособлены под бейт мидраш.
Вам нужно найти на одной из стен разных зданий фермы бронзовую табличку с надписью на иврите, упоминающую Иехудит Акерман и запомнить первую и четвертую цифру.
Моше Давид Халеви-Эпштейн из Хеврона, перебирается в начале двадцатого века в Яффо в надежде построить гостиницу в бурно растущем городе. Однако, дальновидность и коммерческое чутье ведёт его в Хайфу. Там, в доме зажиточного арабского змлевладельца Кукаша, он открывает свою первую в городе гостиницу. (Современный Бейт а Гефен). Кстати, потенциал Хайфы разглядел не только господин Эпштейн из Хеврона, но и Теодор Герцль из Вены. И один еврей, в знак уважения другому еврею, назвал свой отель Герцлия. Шли годы, Первая Мировая, мобилизация и демобилизация и господин Эпштейн вновь открывает отель Герцлия, на сей раз, на улице Алленби. И вот, приходят двадцатые. Вновь чутье подсказывает Эпштейну, что искать клад нужно на Кармеле. Его давнишний друг Кукаш как раз съезжает из новой модной виллы на Кармеле и ее переоборудовал Эпштейн под гостиницу. Конечно же, с тем же названием: Герцлия. Так начинается еврейская “колонизация” Мерказ Кармель. Позже, Эпштейн перекочует со своей Герцлией на Яфе Ноф, а в этом доме, известном как Бейт Ораним, появится санаторий профсоюза. Бейт ха Ораним - Бейт а Гистадрут. Кстати, а где это Герцль описывал потенциал Хайфы?
Это всеми любимый местный паб Маколет. Кстати, на этом месте когда то давно, когда супермаркеты еще не стали основным местом потребления, был маколет - маленький районный магазинчик, в котором можно было купить все. Причем, хозяин знал каждого покупателя лично, отпускал товары под расписку и на все праздники был желанным гостем в каждой семье. Именно таким был легендарный маколет Рознера. Кстати, сегодня рядом с баром находится маленький продуктовый магазин с точно таким же подходом, как маколет Рознера. И, он преуспевает. Но, вернемся к бару Маколет. Помимо старых потертых стульев и столов, которые, как говорят здесь в шутку, помнят былые времена, Маколет знаменит своим собственным пивом. Само пиво, или вернее Эль, варят на пивоварне Голанских высот, а вот купить его можно именно здесь.
А что покупала та девушка из песни про маколет?
Такой знак можно встретить, пожалуй, только в Хайфе.
Кстати, как бы вы назвали этот знак?
Пишите ответы на +972 53 790 75 61
И самый смешной будет удостоин приза!
Так как же назвается местное пиво в Баре Маколет?
В Хайфе можно встретить много скамеек с табличками. Обычно, эти таблички упоминают человека, семья или друзья которого, решили сохранить память о нем таким необычным способом.
Запомните эту традицию. Она нам ещё пригодится.
Это новострой, но до чего же напоминает Баухаус. Знаменитый дом в стиле баухауз, почти такой же как и этот, стоит на улице ха Яркон в Тель Авиве. А вам, чтобы отправиться дальше, нужно поздравить именинника в группе вотсап и получить от него в личном сообщении сообщение, которое нужно ввести в строку ответа. Пожелать ему нужно столько вещей, сколько ламп на потолке над одним из балконов. Не меньше и не больше. Иначе не сможете получить сообщение.
Ущелье Сиах - это заповедник в городской черте. в средние века кармелиты построили в его нижнем течении церковь и монастырь. Источник ущелья давал питьевую воду и он действует по сей день. Помните, госпожу Ньютон и Яакова Мошели? Они были едины в мысли о том, что необходимо разрабатывать ресурсы пресной воды для города. Только каждый стремился сделать это в своих интересах. Яаков построил водовод из Вади Сиах к вокзалу Хайфа Мизрах для заправки паровозов. А Ньютон? Она была председателем комиссии по вопросам снабжения водой центрального Кармеля.
Пеший маршрут по Вади Сиах очень красив, а в устье вас ждет сюрприз - сады Хаята. Но, туда мы отправимся в другой раз.
А пока, давайте найдем численное значение цвета маркировки пешего маршрута в системе RGB и добавим к нему двузначное простое число, составленное из первой и четвертой цифры на медной мемориальной таблички с фермы Аймана.
То что получим - впишем в поле ответа.
Сегодня в этом доме располагается синагога Оэль Шем (Шатер Господень). Здание было спроектировано архитектором Моше Хетом в 1944 году для популярного ночного клуба. Тёплым июньским вечером 1948 года в клуб вошел респектабельный мужчина пятидесяти лет. Это был находившийся в розыске, Ицхак Ландсберг, более известный в еврейских кругах под именем Ицхак Садэ. У него за плечами были годы революции в России, борьба за красных и служба в армии Врангеля, создание Пальмаха и руководство Хаганой. Теперь ему были крайне необходимы тактические танки Кромвель, хорошо зарекомендовавшие себя на полях сражений Второй Мировой. Он подсел за стол к двум англичанам. Сделка заключалась в покупке трех танков по 3000 палестинских лир за каждую машину. Одна лира равнялась трем долларам. По плану, английские офицеры должны были отстать от колонны танокв, направлявшейся в Хайфский порт с базы Рамат Давид, повернуть на Йокнеам, пройти через Вади Милек и добраться до Тель Авива. Но Ландсберг знал, что этому плану не суждено сбыться. Накануне ребята из Эцеля попались на попытке украсть броневик и англичане усилили охрану. Танки прибыли в Хайфу и готовились к погрузке. Садэ передавал двум англичанам подробности нового плана.
В ночь с 29 на 30 июня танки были похищены со складов в порту. Операцией руководил лично Ландсберг из подвала дома по адресу Палмер 3. Двое англичан: механик и командир вывезли три машины за пределы порта. Здесь к ним присоединилась группа прикрытия. Один из трех танков перевернулся, попав гусеницей в придорожную канаву, два других благополучно добрались своим ходов в Тель Авив. Эти танки стали основой бронетанковых войск Израиля. Они приняли участие в атаке на Латрун 18 июля 1948 года. Эти танки вместе с танком Шерман и десятью танками Хочкис явились первой танковой бригадой Цахал. Им принадлежит захват аэропорта Лод, который станет аэропортом Бен Гурион, захват района Ницаны и крепости Ирак Судан.
А какова же судьба клуба? Он продолжал существовать и был самым популярным заведением в Хайфе в пятидесятые годы. Именно в нем впервые получил признание и популярность известный в пятидесятые и шестидесятые годы исполнитель латинской музыки Джакомо Вила. Джакомо родился в Турции в 1923 году и звали его Яаков Коэн. Однако рос и воспитывался он в Болгарии. Там семья пережила войну и в 1948 году прибыла в Эрец Исраэль. В середине 60-х годов военные ансамбли начали набирать стремительную популярность и Джакомо ушел со сцены в возрасте 44 лет. Появились Тарнеголим, телевидение и аГашаш аХивер.
А как назывался клуб?
Традиция санаториев на Кармеле очень сильно укрепилась в сознании израильтян. Это современное здание несет в себе исторический дом - санаторий с характерным круглым балконом, который мы уже видели в домах Мошели.
В середине двадцатых годов, завершилась эпоха вилл, особняков и санаториев на Кармеле. На смену частным лицам пришёл Ахшарат аЕшув. Были куплены тысячи дунамов и началась массовая застройка. Одной из первых семей в новом квартале, была семья Шмуэля аКоэна с улицы Певзнер на Адаре.
Эта башня давала воду всему кварталу, а пополнялась она из источников Вади Сиах. После того, как Яаков Мошели построил водопровод к вокзалу, был построен водопровод к Кармелю. С помощью насосов вода наполнялась в башню. А кто был председателем водопроводной компании Кармеля?
Мы покидаем историческую часть и переходим к современности. Остается позади история немецких колонистов, британской империи и сионистского воодушевления. Перед нами сад, созданный на пожертвования частного лица и памятник военному лётчику Ронену Льву - уроженцу Хайфы. Его самолет столкнулся с аистами и потерпел крушение в Негеве в 1995 году.
Старожилы города помнят этот цветочный магазин как минимум тридцать лет. Помните гостиницу Герцлия? Она расположена прямо через площадь за киоском. Эпштейн отправлл своих сыновей уаждое утро в порт и на вокзал зазывать постояльцев. Они зазывали людей тремя усдугами: Чистота, Кошерное питание и... Что третье?
Как мы уже говорили, деревья в этой роще появились со времен посещения Хайфы Кайзером Германии Вильгелмом Вторым и его супругой Августой Викторией. Кстати, в Первую Мировую турецкие офицеры распорядились спилить деревья на уголь для паровозов, но их союзники, немецкие офицеры, не позволили этого сделать. Как бы то ни было, рощу переименовали в Парк Мани Вильбушевич (Шохат) известной основательницы движения еврейской самообороны Бар Гиора, а позже аШомер. А как потом называлась эта организация?
Помните историю с хайфскими скамейками? Пришло время найти скамейку и посчитать на сколько лет Пепи пережила Янко.
Но, самое главное, почитайте, чем занимались Пепи и Янко на этой скамейке.
Этого я вам и желаю!
С любовью, ваш.